Возникновение готики
Ранняя терминология тёмной сцены — это прекрасная пища для споров. Откуда что появилось, почему так назвали, кто первый начал использовать, кто отказывался использовать — подобные споры постоянно, вновь и вновь возникают. Что касается термина «gothic» — здесь мнение единогласное — он входил в обиход постепенно. Журналисты всё больше использовали его, чтоб отградить специфическую сцену. Например, журналистка Мэри Хэннон в 1979 году сказала, что группы «Siouxsie and the Banshees» и «Joy Division» принадлежат к пост-панку, который, в свою очередь, является «готикой XX-го века». Стоит заметить, что Мэри здесь называла весь пост-панк «готикой», хотя позже ей станет только его часть. Мартин Хэннетт, продюсер «Joy Division», окрестил творчество своих подопечных «танцевальной музыкой с готическими нотками» чтобы отделить их от панк-рок мейнстрима.

Первое поколение готик-рок групп, не ассоциировали с готической субкультурой. Их часто относили к пост-панку, позитив панку, панк-року и новой волне. В свою очередь, тёмная часть новой волны, позже, стала называться «тёмной волной» или «darkwave».

Здесь стоит сделать лирическое отступление. Сейчас, термин «тёмная волна», утерял своё первоначальное значение.

Дарквэйв (англ. darkwave) — музыкальный стиль, одно из направлений современной электронной музыки.
Используются синтезаторы звука, очень редко гитары и живые ударные. Большинство групп, работающих в данном направлении, являются исключительно студийными проектами и не дают концертов. Характеризуется мрачным звучанием. Ритм замедленный (реже — быстрый), чаще — с синкопами. Дарквейв зачастую очень атмосферен и плотен по звучанию. ©

Это ложная информация, потому что у тёмной волны, сейчас, не осталось чётких характеристик.

На самом же деле, тёмная волна это часть новой волны. Фактически, новая волна была свежим глотком воздуха — образовались совершенно новые музыкальные жанры, которые дали основу той музыке которую играют сейчас. Пост-панк тоже является частью этого огромного музыкального пласта, и только из него одного вытекли инди-рок, альтернативный рок, хардкор и т.д.

Характерные причёски, феминность мальчиков, обильный макияж — есть олицетворение музыки «новой волны» — это был мейнстрим, когда движение новых романтиков разрослось далеко за пределы уютных клубов Лондона. Новая волна является всепоглощающей и огромной музыкальной эпохой.

В этой культурной среде, существовала так же, её тёмная часть — то что позже стало готической субкультурой — тёмная волна, она же «darkwave».

Сейчас термин «дарквэйв» употребляют по отношению к группе или исполнителю, которые являются частью тёмной сцены, но точно классифицировать их жанр — очень трудно.

Итак, что из себя представлял пост-панк?

Пост-панк это тоже, в своём роде, эра рок-музыки, не имеющая никаких чётких характеристик, но зато наполненная характерным духом времени — но это бывает всегда, и если мы хорошо владеем историей музыки, сможем с лёгкостью классифицировать ту или иную музыку по эпохам. Самое интересное то, что панк не был сильно влиятельным музыкальным направлением. Он просто был скандальным и в определённой степени модным, но никак не влиятельным. А вот уже пост-панк, панк после краха классического панка, оказал неимоверное влияние на всю рок-музыку. Хардкор, альтернативный рок, гранж, синтипоп, не говоря уже о готике — всё это имеет одни корни. И к этому я ещё вернусь. Нельзя точно выразить, какой должен быть пост-панк по музыкальной структуре, это не стиль, это конгломерат идей рок-культуры начала 80-х годов с центром в Великобритании.

По прошествии определённого времени, пост-панк перестал существовать — брожение музыкантов закончилось, и все ушли в новые, свежеорганизованные музыкальные направления, среди которых — готик-рок.

Однако, тем не менее, можно попробовать выразить наиболее общие черты пост-панк музыки.

Как правило, использовалось достаточно большое количество электронных инструментов. Ещё это была эпоха экспериментов — со структурой, со звуком. Энергетический вектор музыкантов был направлен не на тупую агрессию, как это было с классическими панками, а к усложнённому подходу к созданию музыки, к созданию имиджа. Времена пост-панка провозгласили честное искусство — творчество ради самого творчества, потому что больше смысла жить — вроде бы и нет.

Здесь хочется отметить книгу Жана Поля Сартра под названием «Тошнота» — она вдохновила многих пост-панков.

«Тошнота» представляет собой дневник Антуана Рокентена, который, работая над биографией деятеля ХVIII века, проникается абсурдностью существования. Будучи не в состоянии обрести веру, воздействовать на окружающую действительность, Рокентен испытывает чувство тошноты; в финале герой приходит к заключению, что если он хочет сделать свое существование осмысленным, то должен написать роман. Творчество — единственное занятие, имеющее, по мнению Сартра в ту пору, хоть какой-то смысл.

Трёхаккордный, и никак не прогрессирующий панк, вскоре приелся, и набил оскомину, и некоторые стали уходить дальше — экспериментировать со структурой, тематикой текстов песен, и самовыражаться ещё и при помощи своего имиджа, в то время как имидж обыкновенных панков, оставался лишь проявлением нонконформизма, протеста и мятежа — антиэстетикой.

Классическими пост-панк группами являются «The Psychedelic Furs», ранние «Nick Cave and the Bad Seeds», «The Fall», «Gang of Four», «Siouxsie and the Banshees», «Orange Juice», «Joy Division», «Wire», «Killing Joke», «Echo & the Bunnymen», «The Cure». «Depeche Mode», в начале своей карьеры, записывались на лейбле «Mute», который издавал индастриал и пост-панк. Поэтому, вполне закономерно, их раннее творчество, тоже отнести к пост-панку.

В это же время упадка панка, и экспериментов над звуком, набирала обороты индустриальная музыка, которая тоже оказала своё влияние на пост-панк, но прежде всего на его «готическую» часть. Вероятно, некоторых индустриальщиков, можно легко записать в панки — да собственно, чего таить — пресса поначалу так и делала, это только много лет спустя, появились чёткие разграничения — когда появились чёткие стили, и пост-панк умер. Во времена брожения и поиска музыкальных инноваций, пресса перемешивала стили и жанры по своему усмотрению. Факт влияния индастриала на пост-панк, имеет под собой определённую почву. Известно, что Ян Кёртис («Joy Division») общался с Дженезисом Пи-Орриджем («Throbbing Gristle» — группа которая основала индастриал), многие индустриальные музыканты того времени, выступали совместно с тёмными пост-панками («Cabaret Voltaire», «SPK», «Test Department», «Psychic TV»). На лейбле «Industrial Records» (который дал название жанру), выпускались альбомы пост-панк музыкантов (Robert Rental, «The Leather Nun»). В самом начале у готики (тёмной части пост-панка) и индастриала было сильное взаимопроникновение и, впоследствии, когда началась пост-индустриальная эпоха — эти жанры развивались — причём оба развивались очень сильно, но всё равно шли в ногу. В итоге, индустриальная и готическая субкультуры являют собой «тёмную волну», или «тёмную сцену». Разумеется, и у того и у другого направления есть, так называемые, «чистые» ответвления, но взаимопроникновение этих субкультур и музыкальных течений имело место быть всегда, и имеет место быть до сих пор. Легко вспомнить традиционное название любого фестиваля, или сборника тёмной сцены — «Gothic Industrial Madness», например. Поэтому, многие готы слушают индастриал, а многие индустриальщики слушают готику.

Впоследствии, у достаточного количества видных деятелей готической музыки, будут появляться индустриально-авангардные и шумовые формации, например у Розза Уильямса.

Характерной чертой экспериментальности пост-панка, является использование немузыкальных методов — например, шума:

Термин „шумовой рок" обозначает часть пост-панк сцены, поднявшейся из пепла панка в конце 70-х. Использование гитарного шума становится фишкой многих групп, которые исследовали и познавали новые горизонты в звукоизвлечении. <...> Пост-панк пытается отдалиться от гладкости и вылизанности поп-культуры, без избавления от её мелодики. (Torben Sangild «The Aesthetics of Noise»).

После того, как движение новых романтиков коммерциализировалось — а коммерческая музыка не может быть реальной заменой панку, появилась почва для возникновения альтернативного течения. Должна прийти музыка, стоящая в оппозиции убогому, второсортному и слащавому мейнстриму, должно быть что-то по определению искреннее и анти-популярное, копающее вглубь — глубина и сложность не может быть на вершине хит-парадов.

Итак, на виду, среди прочих, появляются «Joy Division».


«Joy Division».


«Joy Division» — основоположники «манчестерского саунда», они имели чрезвычайно узнаваемое звучание, в особенности благодаря драматичному вокалу своего харизматичного фронтмена Яна Кёртиса. Раньше, музыку неоднократно называли готической, но именно в этот раз название прижилось и «gothic», стали называть все группы похожие на «Joy Division», и их альбомы «Unknown Pleasures» и «Closer», стали эталонными.

В текстах группы, можно наблюдать как раз то самое исследование глубоких и, возможно, тёмных сторон души человека. «Joy Division» выпустили всего два альбома, после чего фронтмен группы Ян Кёртис совершил самоубийство. Оставшиеся участники организовали группу «New Order». Их альбом «Movement» 1981 года, продолжил фирменное готическое звучание «Joy Division». Их дебют повлиял на такие группы как «Danse Society» и «Clan of Xymox», позже «New Order» переключились на более танцевально-ориентированную музыку.

Другая знаменитая группа в этом направлении тёмного пост-панка, была «Siouxsie and the Banshees». Фронтвумен группы, ставшая, впоследствии дивой альтернативной рок-музыки, Сюзан Дэллион, взяла себе псевдоним Siouxsie Sioux. Её имидж оказал значительное влияние на имидж ранних готик-рок групп — если «Joy Division» не выглядели как-то экстравагантно, то Сьюзи уже с 1976 года, использовала обильный и тёмный мэйк-ап.


Siouxsie Sioux.


Первой группой, подчеркнувшей новое течение тёмной пост-панк музыки, оказавшей неоценимое влияние на весь готик-рок, была группа «Bauhaus» (первоначальное название «Bauhaus 1919»). Они дебютировали в 1979 году, с синглом «Bela Lugosi’s Dead», по мотивам легендарной экранизации «Дракулы» 1931 года. «Bauhaus» первыми представили то, что начиная с ранних 80-х считается эталоном готик-рока: мрачный авангардный пост-панк с элементами психоделии. Их первый сингл навеян английским глэмом — Дэвидом Боуи и «T. Rex». Обращение к глэму у «Bauhaus» не было серьёзным, это скорее добрая пародия. Характерные примеры впоследствии — каверы на Марка Болана («Telegram Sam») и Дэвида Боуи («Ziggy Stardust»). Сингл был выпущен в конце 1979 года, и многими считается началом готик-рока, и «Bauhaus» при разговоре о готической музыке приводят в пример как отцов, но часто забывают о «Joy Division», «Siouxsie and the Banshees» и «The Cure», вероятно потому что сами они первое время, ассоциировали себя с панками.

Мировоззренческая же сторона творчества «Bauhaus», казалось бы, связана с авангардом 20-х годов: об этом свидетельствует само название группы, заимствованное у германской архитектурно-дизайнерской школы — рассадника идей конструктивизма — но в действительности, «Bauhaus» абсолютно лишены футуристского пафоса, напротив — они скорее исполнены горечи и разочарования по отношению к индустриальным утопиям начала XX века, поставившим человечество на грань самоуничтожения.

Кстати, подтверждением взаимопроникновения готики и индастриала, является следующий любопытный факт: 26 мая 1979 года, «Bauhaus» выступали на разогреве у главной индастриал-группы — «Throbbing Gristle».


«Bauhaus».


Рассказывают, что во время первого выступления «Bauhaus» в некой пивной, после первых их двух вещей, в заведении осталось всего пять человек, да и те были мертвецки пьяны. Тем не менее, группа, со временем, добилась популярности и коммерческого успеха, придясь по вкусу толпам разочарованных молодых людей того времени. Этому, в немалой степени, способствовало то, что «Bauhaus» обратили на себя внимание такого гиганта рок-музыки как Дэвид Боуи, что позволило им сняться в его фильме «Голод».

Помимо «Joy Division», «Siouxsie and the Banshees» и «Bauhaus», было множество других групп. В 1980 и 1981, в Англии, формируются такие группы, как «Danse Society», «Theatre of Hate», «March Violets», «Play Dead», и «The Sisters of Mercy», «Sex Gang Children» и «Specimen» — все они являлись одной тусовкой и пресса называла их пост-панком, затем позитив-панком и наконец — готикой.

«Мы не являемся готикой, мы вообще не являемся чем-либо. Людям обязательно надо тебя куда-то запихнуть или классифицировать, прежде всего прессе. Нам всем плевать. Чёрт! Даже я могу писать о группах, любой идиот сможет это! Нас сравнивают с движением „Sex Gang", „Death Cult". Это НЕ ДВИЖЕНИЕ. Ну… То есть… Оно им не было, пока кто-то не назвал его движением!» — Пит Уодлтон, басист «Play Dead», апрель 1984 года.


«Play Dead».


Группа «UK Decay», корнями уходящая в панк, тоже повлияла на тёмные группы новой волны. Их музыку описывали как «The face of punk gothique».
В феврале 1981 года, фронтмен «UK Decay» описывал жанр групп «Danse Society» и «Play Dead» как «gothic».
Годом спустя, Ян Астбери из группы «Southern Death Cult» говорил о своих фанатах, называя их «gothic goblins».

Тем не менее, до 1983 года, термин «готик» не употреблялся по отношению к сцене.

В 1982 году, «готик-рок» образовал вокруг себя субкультуру, благодаря появлению групп «Sex Gang Children», «Southern Death Cult» (позже известные как «Death Cult» и ещё позже просто «The Cult»), «Skeletal Family», «Specimen», и «Alien Sex Fiend». Их выступления проводились в различных местах, но самым главным и центральным местом сбора, стал клуб «Бэткейв», открывшийся в июле 1982 года, и принадлежавший Олли Уисдому из «Specimen». Он не задумывался изначально как готический клуб, и, поначалу, в плейлистах не было готических групп. Стилистика оформления олицетворяла отсылку к глэму Дэвида Боуи, но переосмысленного в более мрачном стиле. Подобная стилистика очень подошла первым готик-группам, и вскоре он стал прототипом готического клуба. Клуб «Бэткейв», изначально позиционировался просто как альтернативный, предназначенный для людей, уставших от мейнстримовой музыки и от вконец опопсевшей «новой романтики», для людей которые хотели чего-то нового и мрачного. Сначала там играли глэм и электронику, но готик-группы, тоже находившиеся в первоначальных плейлистах постепенно начали вытеснять другую музыку. Публика, приходившая туда, отвечала всем канонам готического стиля.

Бэткейв стал оплотом развивающейся сцены, и начал привлекать внимание масс-медиа, кои, узрев свежий лайфстайл, недвусмысленно провозглашали в пресс-обзорах начало новой субкультуры. Ответная реакция была — по стране открылись клубы-прототипы «Бэткейв». В 1983 году тусовка музыкантов из «Бэткейва», поехала в мини-тур по стране чтоб дать готам за переделами Лондона почувствовать силу объединения.

Диджей клуба «Бэткейв», Хэмиш Макдональд, февраль 1984: «Да, когда мы ездили в тур в прошлом году было очевидно что молодёжь хочет танцевать, а не уныло сидеть при свечах в „альтернативном" и „неформатном" клубе. В маленьких городах народ тоже отрывался, но в основном под новомодные группы типа „Cocteau Twins". Когда я ставил глэм-рок, они были какие-то более вялые. Теперь вечеринки „Бэткейва" проводятся в клубе „Planets", Ливерпуля, в клубе „Belfry" Лестера и в клубе „Hacienda" Манчестера… Это пати которая даёт молодёжи возможность устроить своеобразное панк-диско.»

Тем временем, в Америке была своя аналогичная сцена, но с другим названием — «Deathrock».


Розз Уильямс из «Christian Death».


Дэзрок сконцентрировался в Америке в конце 70-х, начале 80-х, как более тёмная часть традиционного панк-рока, и предвещал возникновение хардкора. Самые активные и знаменитые дэзрок-группы тогда принадлежали к сцене города Лос-Анджелеса — «The Flesh Eaters», «Kommunity FK», «45 Grave», «Christian Death», «Gun Club», «Voodoo Church», «Burning Image».

Интересно то, что в Лос-Анджелесе и Лондоне, формируется примерно одинаковая сцена, уходящая корнями в панк, но имеющая разные названия. На каждую сцену, соответственно, влияла окружающая культура — в Америке, предположим, не было «новоромантической» моды, и более влиятельными были свои музыканты — Элис Купер, «Kiss», в противовес англичанину Дэвиду Боуи.

У термина «дэзрок» тоже невнятная история, как и у термина «готика».

Впервые он был употреблён в 1950-х чтоб описать субжанр рок-н-ролла, начатый Джоди Рейнолдом (альбом «Endless Sleep») и законченный Фрэнком Уилсоном в 1964 году (альбом «Last Kiss»). Эти песни о смерти романтизировали её образ. Музыка была разбавлена художественными декламациями и эффектами.

15 лет спустя, на западном побережье США, появились панк-группы, которых впоследствии стали обзывать этим термином. Есть три версии его появления — Розз Уильямс так описывал саунд своей группы «Christian Death», после чего все подхватили это именование. Вариант что пресса начала использовать старый термин из 50-х для описания ответвления панка. И ещё одна теория возникла благодаря Нику Зедду и его фильму «Они Пожирают Отходы» 1979 года выпуска, в котором присутствовала вымышленная «дэзрок»-панк группа каннибалов, под названием «Suzy Putrid and the Mental Deficients».

Вообще, пугать в рок-музыке всеразличными ужасами, начали с начала 70-х — появились такие персонажи как Элис Купер и «Kiss».

До них были отдельные представители рок-н-ролл хоррора, например Скримин Джей Хоукинс, но в 70-х это явление, так называемого, рока с хоррор-эстетикой, стало более массовым.

Все эти ужасы отложили свой отпечаток на дэзрок командах, и некоторые из дэзрокеров, впоследствии, отмечали о влиянии этих групп и делали на любимые песни каверы.

Американский кинематограф, славящийся своими многочисленными ужастиками оставил свой отпечаток на эстетике дэзрока. А так же, телесериалы на тему ужасов — «Семейка Аддамсов», «The Munsters», «The Twilight Zone» и «Dark Shadows». Вдохновение черпалось так же из фильмов нуар, сюрреализма и кабаре.

От британской готики, американский дэзрок, изначально отличался более грубым и грязным, почти панковским звучанием, панковским имиджем и атрибутикой музыкантов, а также, активным использованием кладбищенской и Halloween тематики (иногда даже упоминается слоган дэзрок-групп «Every day is Halloween»). В дэзроке должна присутствовать «страшная» и «бросающая в дрожь» атмосфера. Немаловажной деталью является тематика наблюдения душевных явлений в самом себе, самонаблюдение.

В дэзроке — простые аккорды, гитары с обилием эхо, громкая басовая линия и ударные, оставшиеся по наследству от панка со стандартным размером такта 4/4. Часто, вместо живых ударных, использовалась драм-машина. Для создания атмосферы, помимо шумной гитары, призрачных звуков, извлекаемых из синтезатора, музыканты экспериментировали с другими инструментами. Наполнение текстов песен различно — интроспективность, сюрреализм, тёмные стороны изоляции, потеря, депрессия, жизнь и смерть. Музыка от жесткой и меланхоличной до шутливой.

Огромную роль в дэзроке играли вокалисты — чтоб выразить весь этот страшный эмоциональный поток, чаще всего они были очень голосисты и умели отлично держать себя на сцене. Вспоминая об обособленных корнях этой музыки, в противовес английской пост-панк сцене, такая характеристика дэзрока приводится не просто так. Ранее, я писал о том, что дэзрок является предшественником хардкор-панка, часть которого позже станет называться «эмо хардкор» — тоже чисто американское направление. И эта связка, тоже очень часто игнорируется. Поэтому закономерно предположить, что корни эмо-хардкора, лежат в дэзроке. Некоторые группы, так же, как и в случае с готически-индустриальными формациями начала 80-х в Англии — балансировали между дэзроком и хардкор-панком. Поэтому, как бы это ни было странно, но корни у «эмо» и у американской готики — фактически одни и те же.

Строго говоря, термин «дэзрок», является почти синонимом к «тёмным пост-панкам первой волны», просто он возник в Америке, в то время как в Европе такого термина не существовало, был просто пост-панк. И описание дэзрока можно смело крепить к описанию того самого пост-панка, который впоследствии перерос в готик-рок.

Готическая субкультура формировалась, в основном, только в Англии и Америке. Тем не менее, тёмные группы всё же создавались в других странах, среди них немецкие «Geisterfahrer», «Xmal Deutschland», «Leningrad Sandwich», «Malaria!», «Belfegore», «Girls Under Glass» и «Pink Turns Blue». В Бельгии — «Siglo XX». В Нидерландах — «Clan of Xymox» и «The Essence». Германия, кстати, отличилась впоследствии — была организована огромная инфраструктура с легендарным фестивалем «Wave-Gotik-Treffen». Первая готик-группа в Финляндии — «Musta Paraati». А первая финская группа, выпустившая готик-альбом была «Russian Love». Австралийская группа — «The Birthday Party» и так далее.


«Clan of Xymox».


Многие заметили, что новая волна затронула и Россию. Группы «Кино», «Центр», «Телевизор», «Алиса» вдохновлялись зарубежными новыми течениями и в том числе новой волной, куда входила, ко всему прочему — тёмная волна. Так, например, Виктора Цоя обвиняют в том, что он своровал свой стиль у «Joy Division». Однако, никакого «тёмного» движения в России в те годы не образовалось, и только спустя 10 лет, «готика» уже завоевав весь мир, пробилась в Россию.