Социо-психологические аспекты
Эстетика готической субкультуры, своими корнями уходит в готический роман и романтические представления о готическом искусстве средневековья. Готическую эстетику достаточно сложно описать, из-за её эклектичности, глубины и экспрессивности, причём некоторые её части находятся в противодействии.

Эстетика выражена, при помощи готической музыки, моды и прочих аспектов субкультурной группы.

Существенная черта готики — театрализованность и манерность, берущая своё начало в готическом романе XVIII и XIX века, который, в свою очередь, вдохновлялся готической архитектурой.

Противодействие, наличествующее в рядах, скорее всего, относится к отношению готов к самой готике. Я не считаю что разумно делить готов на «mopey» и «perky», по такому принципу можно разделить любую группу людей.

Вопросами самоопределения, как правило, задаются не разбирающиеся в предмете люди.

Возьмём, к примеру, текст с популярного в России готического сайта.

Темная эстетика — это то, что дает смысл жизни людям, уставшим от телевидения, желтой прессы, музыки, рассчитанной на примитивные инстинкты приматов,… она дает пищу для интеллекта, для созидания, ее могут понять и принять лишь избранные. Она не ограничивает себя какими-то рамками, кроме тех, которые каждый налагает на себя сам. ©

Прежде всего, хочу сказать, что уход в глубину внутреннего мира и «другая» музыка — это было и остаётся в готической музыке и эстетике. Где же здесь ошибка?

Ошибка в том, что изначально, и впоследствии, в отдельных случаях, «готика» не воспринималась как что-то мрачное, она являла собой противопоставление мейнстриму — чёрный цвет использовался в качестве пассивного протеста, но НЕ провозглашения мрака:

В радостной музыке нет силы для готов, так как радость — проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков. ©

Налицо — откровенный бред и грубая фактическая ошибка. Во-первых, кто сказал что радость — проста? Но готическую музыку начинали, благо, не те кто писал украинский FAQ — и они понимали, что важна эмоциональная глубина в принципе — потому что мейнстримовая музыка не может предоставить слушателю всю гамму, чуть больше сложности — и уже неформат.

В чём заключается пассивный протест? Вероятно, в том, что нету явной борьбы с мейнстримом — творчество ставится на первый план, творчество создаётся для определённой группы людей, которая плевать хотела на вкусы масс. Отсюда идёт имидж — противопоставление, альтернатива повседневности. Отсюда идёт интерес к загадкам истории. Чёрный цвет здесь, разумеется, не важен — и это подтвердят любые фотографии с готического фестиваля — люди одеты в совершенно разную одежду, совершенно разных цветов. Основа всего — экстравагантность и непохожесть. «Другая» музыка, «другой» имидж. Поэтому, по определению, готика не может быть популярной.

Это альтернативная субкультура, с альтернативной музыкой.

Альтернатива (от лат. alter — один из двух), ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей (БСЭ).

Уход от повседневности, противопоставление себя обществу иногда выглядят как подростковые капризы, вероятно из-за того, что в готических кругах достаточно много детей такого возраста. Но это очень важный момент — здесь, кстати, хорошо видны оттенки глэм-рока — я считаю, именно поэтому готическая субкультура до сих пор жива — благодаря своему подлинному многообразию и развитию. Рамки у этого развития только одни — противовес «официальной» культуре и общественным вкусам. А на этом поприще — бесконечное раздолье.

Готический стиль, как я уже говорил, идёт наперекор общественным ценностям — к свободе самовыражения и уничтожению всяческих табу. Именно поэтому в стиле подчёркнут эротизм.

Вероятно, первоначально, отголоски вампирского стиля из старых ужастиков, имели аллегорическое значение — выбеленное лицо, чёрные тени — как анти-жизнь. Анти-жизнь в общественном понимании, но на самом деле — просто иная жизнь, которую не поймёт обыватель.

Интерес к тайнам истории, отразился во внешнем виде.

Многие вдохновились образами знаменитой актисы немого кино — Теды Бары.



Влияние Кэррол Борланд на имидж готов — однозначно.


Кадр из фильма «Метка Вампира», 1935 год.


Уход от повседневности во всём, через обращения к прошедшим эпохам и образам, через облачение в странную одежду, разумно сопровождается модификациями тела — в готической среде особо распространён пирсинг. Это ответ на общественно признанный стиль. В контексте общества, стремящегося на обложках глянцевых журналов к «натуральной» и «природной» красоте, готика это анти-натуральная, анти-мода и в частных случаях — анти-красота.

Отсюда идёт тяга к андрогинности и смешению полов — если общество коренным образом поделено на мужское и женское, то готы стремятся разрушить и эту грань.

И будьте уверены — практически в каждом человеке есть убеждения из серии, «что должен делать настоящий мужчина», или, «какой должна быть идеальная женщина». Поэтому, такое утверждение — в силе.

В Европе, в начале 90-х годов, в готической субкультуре появилась мода на одежду викторианской эпохи. Почему именно викторианская?

Викторианская эпоха, это эпоха правления в Англии королевы Виктории. Длилась с 1837 по 1901.

Неоготика, или новая жизнь готической архитектуры пришлась именно на этот период — не без участии королевы, само собой. Это возвращение повлекло за собой моду на готические романы, в которых повествовалось об ужасном средневековье с позиции человека времён второй половины XIX столетия. Неоготика началась в 1840-х.

На данный момент, существует огромное количество разных готических стилей — люди тщетно пытаются классифицировать чью-то фантазию. И здесь я, само собой, не буду приводить традиционные «типы» готов — их нет. Есть люди, постоянно придумывающие что-то новое, есть люди, которые слушают совершенно разную музыку и выглядят экстравагантно, но в то же время красиво и изысканно. Поэтому крепить подобные ярлыки — как минимум некомпетентно.

И, если вы чувствуете, что подобная жизненная позиция — против общества, против моды, против массового сознания — вам подходит, то вы либо уже в теме, либо готовы эту тему принять.

Казалось бы, кто любит однообразность, кто любит низкокачественную и низкопробную музыку, кто хочет быть как все? — Скорее всего, никто.

Тогда почему вокруг сплошное однообразие и безвкусие? Если все такие разные и все говорят о своей уникальности?

Вероятно, потому что люди боятся заявить о себе — в чём бы то ни было. Практически, на каком-то рефлекторном уровне, люди боятся быть вне общества, и идти по своему пути, подчёркивая индивидуальность.

Просто так ли, типичный слоган гота на вопрос о его одежде — «это отражение моего внутреннего мира»? Отнюдь. Человек может сам не понимать, ввиду большого количества низкокачественной информации — что его экстравагантная одежда — противовес «обыкновенной». Многие статьи о готах пестрят заявлениями о «тёмной душе», «мрачном взгляде на вещи» и вроде как тёмная одежда есть олицетворение этого мрака.

Нет никакого мрака. Есть лишь анти-мода, где «мода» это общепринятый радужный глянец.

Я считаю, что авторы этих статей искренне пытались показать обособленность и самобытность субкультуры, но сковали себя рамками «мрака». И так везде и очень часто.

Пытаться изменить каждый серый, банальный день — внести в него эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других источников. ©

А вот этот текст — скорее всего, правда. Отголоски подобной позиции, слышатся ещё в футуризме начала XX-го века:

Создание особой атмосферы, своего рода дереализация реальности, внедрение ритмов, энергии искусства в повседневное течение жизни — эти устремления авангарда требовали трансформации традиционных способов существования искусства. Футуристический «грим» и мода во многом опирались на схожие механизмы действия в культурном и социальном пространстве, использовали близкие приёмы преодоления границ картинного пространства для создания новых форм искусства, распыленного в повседневной жизни. © Екатерина Бобринская «Русский Авангард».


«превратить футуристический „грим" в предмет пересудов и объект для любопытствующих глаз…»


И подобные взгляды преобладают — скорее всего, во многих молодёжных субкультурах, где подчёркнут внешний вид. Но в отличие от панка, уничтожающего моду — готика создаёт свою моду. В отличие от панка, уничтожающего и упрощающего музыку, готика создаёт свою — сложную музыку. Сложную не технически, а вероятно — в плане восприятия.

Мне странно видеть, как упрощается и искусственно переделывается такая интересная и культурологически многослойная позиция во взглядах.

Важно не только созерцать свою уникальность, но и делать, прикладывать усилия к личностному развитию — а личностное развитие отразится в том числе на внешности. В ином случае «пассивной уникальности», это будет обыденным бездействием, и движению по проторенной тропе общества.

В чём смысл быть готом?
Итак, финальная часть данной статьи, является попыткой обрисовать некую смысловую направленность субкультуры «готика». Как говорилось ранее, я попытаюсь выразить это.

По моему мнению, готика это субкультурная форма подчёркнуто-творческого нонконформизма, под влиянием тёмной эстетики.

Я не берусь полностью исключать тёмную эстетику, так как, на данный момент, она является не основной, но её влияние достаточно велико. Трактовать «тёмный» оттенок очень просто — во время становления и на начальных этапах, он олицетворял противопоставление «новым романтикам», то есть тогдашнему «гламуру». Сейчас тёмные цвета тоже очень хорошо подходят к форме протеста общественным идеалам. Люди могут называть этот оттенок «ношением траура по убогому миру», придумывать что угодно, но суть остаётся при любом рассмотрении — тьма это протест.

Следует отметить, что «тёмный» оттенок является ни чем иным, как негативом, обратной стороной, с точки зрения символики и архетипов истории Европейского общества. Так, с культурологической точки зрения, «тьма» и её олицетворение приобретает бОльшую завершённость и осмысленность.

В концепции Европейской культуры, выделяются архетипы негативные, доступные аналитической психологии в отрицательных мифопоэтических образах: «колдун», «демон», «черт». Эти отдельные архетипические образы относятся к архетипу Тени, происходящему из негатива картины мира — той его части, которая остается непознанной.

Вспомним, что «тяга к непознанному» встречалась ещё у ранник «тёмных панков».

Теневая, т.е. непознанная сторона картины мира мыслится в инверсии его известной стороны, в результате получается негатив, или антимир, с антинормами, антизаконами, управляющими антиповедение антисуществ. Это и есть процесс обретения архетипами своего символического выражения — проекции.

Здесь мы видим глубинное психологическое значение и смысл негативных форм поведения: протеста, нарушения запретов, деструктивной или самодеструктивной деятельности. Между тем образ врага — лишь один из вариантов архетипа антипода, экстраполирующего «темные» стороны личности. Символическая оппозиция жизни и смерти подчинена задаче структурирования социума, в результате чего общество делится на организованное коммуникативными нормами большинство и не соответствующее этим нормам меньшинство. В современном русском языке слово «нелюдь» означает такие крайние формы социальной девиантности, как тяжкие преступления. Но прилагательное от него «нелюдимый» употребляется по отношению к не слишком активным участникам вербальной коммуникации и этимологически восходит к описанию мира мертвых.

Оппозиция, раскрывающая значение «асоциальный» как «мертвый», сохраняется в языке: «люди/нелюди», «род/выродок», «жилец/нежилец» и пр. С развитием культуры расширяется спектр смысловых значений, обыгрывающих тему социальной идентичности. Между ритуальными жертвами и социально-политическими, казалось бы, нет ничего общего, кроме аллегории. Но если отбросить религиозный аспект, в первом случае, и идеологический пафос, во втором, то обнажится единый социально-психологический алгоритм — структуризация социума путем выведения его реальной границы, проходящей через оппозиции «свой/чужой», «человек/нечеловек», «жизнь/смерть». ©

Поэтому, «тёмный» образ как протест, выбран не просто так. При желании выразить антагонизм, выбор на него падает практически инстинктивно, исходя из культурологического контекста.

Почему нонконформизм? Здесь всё понятно, и я уже говорил — отречение от общественных вкусов. Изначально, готическая музыка создавалась, как «неформатная» и «непопсовая», играли её в неформатных и непопсовых клубах. Как явление пост-панка, с подчёркнутой экспериментальностью, приветствовался творческий подход. Понятия не имею, кто из музыкантов был честен, а кто нет, но именно так всё и провозглашалось — творчество ради творчества. В популярной и официальной культуре, подобное просто исключено — везде фальшь и алчность. Деньги объявляются высшей ценностью, прагматизм побеждает, следовательно, протестной формой является романтизм.

Прежде всего, гот — это романтик. Романтик с большой буквы, для которого важна Свобода. Свобода тоже с большой буквы. ©

Романтизм не свойственен всем готам, но есть достаточно значительная часть адептов, облекающих нахождение в субкультуре в некий смысл их жизни. И это имеет под собой почву.

Именно по причине вышеупомянутой формы нонконформизма, люди носят определённую («странную» для обывателя) одежду, экспериментируют с макияжем, прослушивают нестандартную музыку, гуляют по «странным» для обывателя местам (развалины, кладбища), увлекаются прошедшими эпохами (средневековье, викторианская эпоха), увлекаются малопопулярными религиозными и оккультными практиками, и так далее.

Ни один из вышеописанных факторов не является обязательным для субкультуры, я обрисовываю некую общую тенденцию. Указать точный путь и точный образ — скорее всего нереально, ввиду эклектичности и раздробленности готики. Любое более-менее конкретное утверждение о неотъемлемой части субкультуры, может быть опровергнуто наглядным примером.

Таким образом, утверждая что «готы носят чёрное» можно подчеркнуть общую тенденцию, но обнаружить ошибочность, посетив фестиваль Wave-Gotik-Treffen. Хождение по кладбищам, тоже может быть опровергнуто, как и все остальные вышеназванные обобщённые черты, поэтому закономерно отметить, что у готов нет моделей поведения, есть лишь стереотипно-традиционные формы творчества и времяпрепровождения, которые многие пытаются критиковать, или записать в абсолют. Нельзя отрицать одного — готика являет собой художественный протест. И если вы поглощаете продукты массовой культуры в промышленных масштабах, готом вы наверняка не станете. Для вовлечения в готическую субкультуру, требуется сначала отказаться от общепризнанной «дешёвой», «смазливой», «лживой» массовой культуры. Но готика это не путь яростного противодействия, она не стремится уничтожить и побороть, но создаёт альтернативу — другую пищу для других вкусов.

Следует сделать упоминание про «альтернативный», то есть «другой» имидж, внешний вид. Важность его достаточно велика, как бы ни хотелось многим.

Интересно то, что до сих пор (даже в готических кругах), наличествует в обширном распространении мнение, о том, что «готом можно быть, но не показывать это в одежде». Или обвинения в подростковом максимализме — дети пытаются сделать так чтоб на них обратили внимание или дёшево выделиться.

Однако, это не совсем верно. Человек, который не носит готическую одежду и порицает экстравагантность — сам носит «обыкновенную» одежду, так сказать — «общепринятую». Вопрос в том, почему он носит именно одежду, вписывающуюся в рамки его общества? Для себя он это объясняет таким образом, что это «ему удобно» и «ему нравится». Это неправда. Это нравится не ему — это нравится обществу, именно по такой причине, человек не выделяется. А выделяться можно по-разному — увидев фотографию и «скопировав» увиденный образ на себя, и придумав свой собственный стиль.

Даже длинные волосы являются определённой формой протеста.

Символизм волос может служить средством социального контроля так же, как и социального протеста. Посредством причесок подчеркивают не только свой статус, принятие традиций и норм, но и свою дистанцированность от общества, и более того, конституируют собственную субкультуру. Примеров тому в современном обществе масса. В 1960-е годы хиппи отпускали волосы в знак протеста против общества. Общество их ловило и стригло, пытаясь вернуть обратно, поскольку видело в знаковых проявлениях девиантности угрозу своей целостности. Кришнаиты же, напротив, бреют головы, демонстрируя свою тотальную подчиненность, но уже не земной, а небесной власти, и говорят: «Я все отдал Кришне, даже волосы». ©

Круг увлечений адептов субкультуры достаточно широк — всё по той же причине, именно поэтому, ярлычок «готика», приклеивается к художественным направлениям и произведениям, которые к субкультуре по факту прямого отношения не имеют. Но имеют косвенное — потому что они популярны среди готов.

Любая существующая точка зрения о смысле и концепции субкультуры, имеет право на существование, если она не противоречит научным определениям и банальной истории. В таком случае, так или иначе, она будет вписываться в моё определение, поэтому я считаю что высказался достаточно ёмко и точно.