Почему появляются стереотипы?
Наверное, потому что мало кто проверяет полученную информацию.

Для начала, я хотел бы определить основные стереотипы о готической субкультуре, и по пунктам их разобрать.

1. Что такое субкультура
2. Готическое мировоззрение / философия
3. Готика = музыка и одежда

Своё повествование о готической субкультуре, я начинаю с разбора самых распространённых стереотипов. Сейчас в России с трудом можно найти человека, который даже не слышал о готах, а если что-то, где-то слышал — то определённо стереотипную клевету. Но начну издалека — от самого определения субкультуры.
Стереотип № 1: Субкультура
Для начала, определим, что вообще такое «субкультура».

Субкультура — система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) — понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и субкультур, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная субкультура, различные профессиональные субкультуры и др.). ©

Говоря самым простым языком, субкультура это клуб по интересам, со своими законами, со своей историей и со своим взглядом на какие-то аспекты главенствующей культуры. Существует достаточно много субкультур, и человек со стороны будет относиться к такому сообществу с лёгким подозрением, и всячески открещиваться от него, но, в то же время, он не будет подозревать, что, находясь в социуме, каждый человек будет принадлежать к какой-то субкультуре, потому что люди общаются и занимаются какими-то делами, вокруг которых сквозит дымка неназванной субкультуры.

Каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя субкультуры большинства людей не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы. Правдоподобное предположение состоит в том, что самоидентификация и символика проявляются лишь вместе с необходимостью быстро и эффективно отличить своих от чужих. (Слюсаревский Н.Н. «СУБКУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ»)

Поэтому, когда кто-то говорит «я ненавижу субкультуры», это звучит забавно. И, разумеется, субкультуры никого не ограничивают, как это тоже принято считать, потому что интерес человека первичен, и именно он приводит его в определённую субкультуру — согласно его жизненным принципам, идеям, или его работе на определённом этапе жизни. Не человек для субкультуры, а субкультура для человека.

Субкультур бесконечное количество — курители трубки, коллекционеры винила, анимешники, реконструкторы, айтишники…

Всё что может быть в субкультуре, как говорят нам словари и общественные науки — это общие ценности, и отдельные взгляды на какие-то вещи.

Во второй половине ХХ-го века, в европейской культуре, началась эпоха постмодернизма. Вместе с ней начали появляться молодёжные субкультуры.

Если ранее культура не делилась на так ярко выражено на «взрослую» и «молодежную» (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т. п.), то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом. ©

С чем связаны эти явления — когда молодые объединяются в какие-то новые группы, по своим, новым для родителей интересам? Быть может, прогресс и общественные процессы настолько ускорились, что родители готовили детей к одной жизни, а выходили они — в другую? Молодёжь не могла найти своё место в постоянно, стремительно развивающемся мире, мир выбивал у них почву из под ног.

Только на своей первоначальной стадии, молодёжная субкультура может быть скандальной, после идёт постепенная трансформация, из-за смены её адептов или смерть — если смены нет. У готической субкультуры смена была, и не одна, именно поэтому, на данный момент, современная готика является конгломератом идей, символов, эпох, стилей — всё урывками и всё как будто заархивировано — истинная постмодернистская субкультура.

Трансформировавшись из самонадеянного позитив-панка, провозглашающего раскрепощение и надежду на завтрашний день, перейдя в более осмысленное состояние молодёжной музыкальной индустрии, где разрозненность и эклектичность повысилась во множество раз, готика разрослась до общемировой «тёмной сцены», придя в Россию, где начали появляться поклонники, адепты, ненавистники и идейные лидеры.

Стереотип № 2: Готичное мировоззрение

Характеризуется пристрастием к «темному» восприятию мира. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия как готическое мировоззрение, но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него). («GOTHIC SUBCULTURE ILLUSTRATED FAQ by Coroner & Claire (Version 0.98 dated 28/II/2000)»).

Многострадальный FAQ с эпохального сайта Gothic.Ru, сыграл значительную роль в становлении готической субкультуры в России, так как, на тот момент, сайт являлся единственным в своём роде проектом, вокруг которого крутилось всё тогдашнее готическое сообщество, и цитировался он феноменальное количество раз.

На самом же деле, всё, что написано в этом пункте — это ложь. Ложь, просто потому что у субкультуры никак не может быть мировоззрения — это не религия, не социальная группа (социальная группа это, например, нищие, средний класс, золотая молодёжь), а просто клуб по интересам. И у клуба по интересам не может быть единого мировоззрения.

Любая культура строит определенную картину мира. Субкультура не претендует на исчерпывающее объяснение мира, она лишь реинтерпретирует часть значений. ©

Само понятие «мировоззрение», подсознательно, определяется, как нечто значительное, потому что «готические ценности», звучит совершенно иначе. И это более точно, согласно социологии — потому что у субкультуры может быть система ценностей, но взгляд на мир она никак не определяет.

Народ, естественно, верит в байку с «мировоззрением» — воспринимается всё это на полном серьёзе, и в итоге, «взгляд на мир» обрастает «готическим настроением», «готической философией» и «готикой, которая зародилась в XIX веке», или не дай бог — в средневековье. Я считаю что такие «додумки» имеют место быть, потому что изначально, на основных сайтах, дали слишком большое пространство для дальнейшего развития — «мировоззрение». Если бы авторы написали «у готов есть только система ценностей и взгляд на какие-то вещи», никаких философствываний не было бы.

Анализируя интернет, было выяснено, что такое понятие как «готическое мировоззрение», существует, по большей части, только в рунете. По запросу «Gothic worldview» — только мировоззрение племени готов.

Полное описание идеологии готической субкультуры довольно трудно сделать (англичане тоже не могут его найти — странно — прим. o.w.), по некоторым причинам. Первая, это огромная важность настроения и эстетики для её адептов. Они навеяны романтизмом и неоромантизмом. Очарование тёмного, загадочного и болезненного имиджа и настроения, является традиционным для готического романа. На протяжении всего XIX-го столетия, ужасы и темы сверхъестественного, были широко распространены среди писателей, и были очень популярными в литературе. Процесс продолжился уже в кинематографе, в ужастиках. Это культурное наследие влияет на настроение и эстетику субкультуры. Другой, немаловажный элемент готики, это намеренная манерность и само-драматизация, которая представлена как в готической литературе, так и во всей готической субкультуре. ©

Здесь довольно туманно выражаются определённые аспекты субкультуры в целом — как всеобщий тёмный оттенок, так и некая абстрактная манерность — но ни слова нет про то, «как видит мир гот». Странно, но он его так видит только в пафосных интернет-эссе, в жизни ничего подобного нет.

Выжимка из этого проста — первоначально, на заре становления субкультуры в России, создателями главных порталов, были опрометчиво высказаны некоторые идеи о том, «как должен видеть мир» или «как по факту видит мир» гот. Впоследствии, эти статьи читала молодёжь, и подгоняла выдуманный образ под себя, искусственно натягивала, и начинала в него верить. Вместе с этим, подростки начинали всё больше углубляться в мифы, и подтягивать за уши определённые моменты своей биографии — ведь важно чтоб ты считался готом давно, а не как на самом деле — полгода назад про всё это узнал. «Тёмный взгляд на мир» даёт для этого огромную почву, и любой человек может найти в своей жизни определённые стереотипно-готические моменты или свершения, которые могут усилить самоопределение и веру в мифы. К этому можно добавить тяжёлый подростковый возраст, так как субкультура молодёжная. Начиная с 13 лет, и заканчивая 19 годами, подросток, как правило, испытывает дискомфорт — он не уверен в себе, ему не нравится его внешность, которая только формируется, ему не нравится его жизнь — подоспевает первая любовь. Вполне допустимо, что большинство депрессивных подростков, подходят под мифологические «каноны» готического мировоззрения. Быть может, это и было целью авторов? Быть может, это и остаётся целью авторов? Ведь, что самое интересное, я не первый и не последний критикую информацию с главных готик-порталов, эти лживые статьи висят там уже много лет, и их даже не думают редактировать.

Есть предположение, что так нужно. Нужно, чтоб тысячи детей пубертатного возраста видели в описанном что-то «своё» и платили деньги тем, кто данную псевдотеорию выдвинул — покупали диски, ходили на вечеринки. Дело прибыльное.

Однако, лёд тронулся — высказанные идеи пошли в народ. Они ожили, в них стали верить и на полном серьёзе примерять на себя. Одна из классических тем любого готик-форума — «Настоящим готом можно только родиться?».

Огромное значение играет отечественная пресса, печатая статьи разной степени бредовости. В популярных российских журналах не было ни одной адекватной статьи о субкультуре.

«Есть три фактора, указывающие на принадлежность человека к готической субкультуре: одежда, музыка и мировоззрение. <...>Мировоззрение гота — вот что значит действительно все. Кратко это мировоззрение можно описать как романтично-депрессивное. Отсюда, кстати, и вкусы готов в литературе: они предпочитают грустные и даже тяжелые книги.»
© 16.05.2002 Настя ВИРГАНСКАЯ и Женя КУЙДА

«Кстати, образ мышления и понимание мироустройства людей современности, называющих себя готами, очень похожи на мировоззрение древнего племени готов, которое обитало на Севере. Люди этого племени были не хозяевами природы, а только детьми. Жизнь их состояла из проблем, с которыми им приходилось бороться каждый день. Поэтому их мифологические сюжеты полны мрачных картин, а конец зачастую трагичен…»
© 16.09.2004 Инна Котлярова

«Готика — не музыка и не стиль одежды. Готика — это прежде всего мировоззрение. Это тонкое восприятие жизни, обостренное чувство красоты и уродства, болезненная чувствительность к дисгармонии и неприятие обыденности и стандартности. Готическое мировоззрение — это особый взгляд на жизнь и на смерть, но это не любовь к смерти.»
© Mist.

«Готика становится молодежной клубной субкультурой, — рассказывает Стас. — Это просто тусовки в клубах, своя музыка и внешний вид. На самом деле все далеко не так просто. Чтобы стать готом, необходимо отвечать хотя бы двум из четырех признаков, характерным для этого движения. Первые три — довольно четкие: внешний вид, посещение мест сбора готов (party) и готическая музыка (например, „Lacrimosa" — одна из самых известных команд вне готической тусовки — прим. авт.). Четвертый признак — готическое мировоззрение.»
© Юлия Тарапата «Готы ищут единомышленников» (Винница Жизнь звезд) 16.02.2005

Разумеется, очень часто, в FAQ-ах по субкультуре написана правда, но правда мелькает редкими пятнышками посреди океана идиотии.

Могу с уверенностью сказать, что самая бредовая статья из всех это «Gothic FAQ. Информация о готике [стиль жизни, музыка, арт] by Vitaliy ’stranger’ Fedun, © 1996». Здесь почти нет живого места.

В последние годы, совершается переворот в среде готов — видимо этот пункт развенчания стереотипов, вскоре совсем не будет нужен. Если в 2004 году, упор делался на замкнутого пафосного эстета, который не посещает клубы, не любит тусоваться, но творит «мрачное творчество» и ходит на кладбище созерцать, то сейчас произошло возрождение «старой школы», правда, естественно, не в первозданном виде — времена другие, однако, принципы большинства сместились — в систему ценностей теперь входят тусовки — посещение концертов, вечеринок, и прочего развлекалова. Большое внимание (по крайней мере, на словах) стали уделять имиджу — «новые олдскульщики» сказали «нет» «готике в душе», и возродили в системе ценностей повышенный интерес к шмоткам.

На данный момент, развития ещё недостаточно, но уже во многих местах новые и старые идеи (какие из них новые, а какие старые, интересно?), вступили в конфронтацию. Произошёл парадокс — когда некий среднестатистический мальчик, считал, что главное быть «готом в душе», и «видеть мир по-особому», «и даже совсем не обязательно выглядеть как гот» и «наплевать на то, какую музыку слушаешь» — а тут ему начинают заявлять ровно противоположное. Происходит, вероятно, когнитивный диссонанс.

Не далее, чем несколько месяцев назад, под напором борцов с мировоззрением, образовалось и выросло такое именование как «тёмная романтика». Суть смены понятий проста — когда господ с «готикой в душе» попросили подвинуться, и не называть «особое душевное состояние» готикой — они подвинулись, и стали называться другим названием. Появились призывы — «не путайте готику с тёмной романтикой», дескать готика, это как завещали «олдскульщики» — тусовки и шмотки, а тёмная романтика это тьма средневековья, и высокопафосные господы.

Я совершенно не против того, чтоб такая субкультура депрессивных подростков с претензиями существовала — но проблема в том, что её нет.

Чтоб появилась субкультура, нужна определённая чёткая идея, и система ценностей, и люди, которые будут такие идеи и ценности разделять. А культурные «тёмные романтики» — чаще всего, путаются в показаниях, пишут много, и не по делу, и не могут ничего выразить.

У них даже нет дресс-кода, принадлежность к «тёмноромантизму» определяется исключительно каким-то чувственным состоянием и «тягой к прекрасному».

Всё что выражают эти люди, выдавая за постулаты субкультуры — обобщения, которые можно в той или иной степени примерить на любого человека. Или же, откровенный бред.

В любом случае, мой тезис таков — субкультуры «тёмная романтика» не существует.

Существует лишь небольшое количество подростков, которые играют в субкультуру и верят, что они особенные. Можно им этим заниматься? — Конечно.

Эффект 25-го кадра это тоже фальсификация, однако до сих пор остаются люди которые в него верят.

Всё что пытаются нацепить на себя современные подростки, это осколки литературных течений различных времён. Как «тёмная романтика», так и «декадентство».

Я безуспешно спорил одно время на форуме, на тему субкультуры «темноромантизма». Никто мне не привёл никаких доказательств её существования. Разве что, действенное доказательство — «я сам представитель данной субкультуры, и мой друг тоже».

Разумеется, человек может считать себя кем угодно — и если даже сотня людей соберётся и будет утверждать что они — выжившие представители культуры «майя», таковыми они не станут.

Для образования субкультуры, как я уже сказал, нужны ценности и идеи — субкультура должна образовываться вокруг какого-то конкретного интереса.

Интерес так называемых «тёмных романтиков» — тяга к прекрасному. Неужели существует такой человек который тянется к ужасному? Вестимо, нет.
Стереотип № 3: Музыка и шмотничество
Самый свежий стереотип о субкультуре, стереотип который, вероятно, ещё не вышел за её пределы — это мнение, согласно которому, готика основана только на прослушивании «готической» музыки (группы по списку), и ношении «готической» одежды. Этим ограничивается всё.

Назревает вопрос — а почему именно такая музыка, и почему именно такая одежда? В чём смысл готики?

Новые «олдскульщики» отвечают так:

почему назвали готов готами? потому что мирных амереканских и английских жителей схватил шок увидив наркотики, разврат, похуизм, суицидальные депресси(с точки зрения стеба) в текстах и в образах музыкантов и в характерном звучании, это было не нормально для мирных жителей которые привыкли к спокойной беззаботной музыке, поэтому их начали осациировать с готами-варварами которые нападали на рим.

А почему панков, которые предшествовали готам, почему их не назвали готами? Они почти полностью соответствуют вышеописанному.

Начнём с того, что наркотиков и подчёркнутого разврата в движении не было — это выдумки. Закончим тем, что во времена становления субкультуры, уже была гораздо более жестокая музыка.

Таким образом, данное утверждение трещит по швам. Это ложь.

Почему-то мы сталкиваемся то с преувеличениями сути субкультурной группы, то с преуменьшениями. Подробнее, культурологические, социологические аспекты и обобщённую концепцию готики, я рассмотрю в шестой части.

Сейчас же скажу о том, что подобную общность людей довольно сложно описать. Сложно — потому что каждый человек, находящийся в этой общности, влияет на неё. Люди, в основном занимаются написанием манифестов — они все и поголовно призывают следовать неким «идеалам», списывая со счетов и обличая неугодную группу людей.

Так было ранее — народ пытался словесно уничтожить тех, кто «не понимает сути субкультуры», в том плане что носит чёрное «на автомате», делает грустное лицо «не задумываясь» и слушая готическую музыку из-за ярлычка. А надо, вроде как, окунаться с головой в некий Великий Смысл и «жить этим».

Так есть сейчас — народ пытается словесно уничтожить тех, кто «не понимает сути субкультуры» — потому что сути нет и в помине. Есть только музыка и шмот. Если тебе нравится музыка и шмот, то ты гот. А те кто пытается романтизировать свой образ — они как раз действуют «неправильно». А надо, вроде как, просто «тусоваться».

Вообще, написание изречений типа «надо так и никак иначе» — абсурд. Субкультурная группа — достаточно эфемерное понятие чтоб подчиняться правилам, поэтому нужно описывать то что есть на самом деле, а не то что хотелось бы.

Я не собираюсь дать ответ на вопрос «а как надо чтоб было правильно?». Я собираюсь лишь поговорить о том, как уже есть.

Например, я отрицаю существование «мировоззрения», так как это неверное с социологической точки зрения, и в субкультуре общее мировоззрение не может появиться в принципе.

Но я беру во внимание тех людей, которые считают себя «романтиками» — ведь они тоже являются достаточно значительной частью готики. Они могут путаться в понятиях и называть вещи другими именами, но они есть и свой отпечаток они оставляют. И следует объяснить — а почему эти романтичные дамы и господа отказываются от позиции «только музыка и одежда», и говорят о том что есть нечто большее?

Есть, безусловно есть. Но об этом позже.